Актуально на 5 дек 2022
Все работодатели обязаны систематически выявлять опасности, оценивать профриски, регулярно их анализировать и снижать уровень (ст. 209.1 и 214 ТК). Позицию об обязанности работодателя управлять профрисками подтверждают суды (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 № 09АП-12295/18, решение Московского городского суда от 28.08.2020 по делу № 7-9434/2020).
Работодатель несет ответственность, если не организует управление профрисками
Если систематически не выявлять опасности, не оценивать и не снижать уровень профрисков, регулярно не пересматривать выявленные профриски, проверяющие могут оштрафовать директора и заведующего на сумму до 5 тыс. руб., детский сад и школу – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).
Профессиональные риски – это элемент управления охраной труда (ст. 209, ч. 1 ст. 218 ТК). Поэтому порядок управления профрисками пропишите в локальном акте образовательной организации – положении о СУОТ. Оно должно содержать алгоритм оценки профрисков, требования к учетным документам и мерам, которые надо принять, чтобы исключить риски либо снизить их уровень. За основу возьмите примерное положение, которое утвердил Минтруд приказом от 29.10.2021 № 776н, или используйте готовый образец.
Поручите выявлять опасности и оценивать профриски службе охраны труда или специалисту по охране труда (профстандарт, утв. приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н). Если их нет, то иным подчиненным. Выбирайте тех, кто разбирается в вопросе. Например, ответственного за охрану труда и функциональных руководителей сотрудников.
Сформируйте из подчиненных комиссию в составе 3–5 человек. Поименный список и их обязанности пропишите в приказе. Одного из членов комиссии назначьте председателем. Используйте образец приказа.
Если в образовательной организации есть комитет по охране труда, привлеките его к оценке профрисков (ч. 4 ст. 224 ТК). При необходимости используйте услуги сторонних организаций. Например, если у ваших подчиненных недостаточно знаний и умений.
Обеспечьте систематическое выявление опасностей и профрисков, их регулярный анализ и оценку (ст. 214 ТК).
Опасности поручите обнаруживать в ходе внутреннего контроля состояния условий и охраны труда и соблюдения требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений или микротравм (ст. 218 ТК). Оценку уровней профрисков обеспечьте перед вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК).
Организуйте пересмотр выявленных профрисков после проведения специальной оценки условий труда, выполнения мероприятий по улучшению условий труда, введения нового оборудования и иных мероприятий, способных оказать влияние на состав воздействующих на работников опасностей (п. 33 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Чтобы выявить опасности, их нужно классифицировать, обнаружить и распознать. Затем нужно оценить уровни профрисков. Каждый этап следует описывать в учетном документе.
Комиссия должна классифицировать опасности тремя способами: по видам профессиональной деятельности, причинам возникновения опасностей, опасным событиям (п. 3 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36). В работе члены комиссии могут использовать примерные перечни классификации опасностей (приложения 1 и 2 к приказу Минтруда от 31.01.2022 № 36, приложение 1 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 776н).Скачайте перечни, по необходимости дополните и передайте председателю комиссии (п. 12 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Комиссия обязана установить все источники, ситуации и действия, которые могут травмировать или ухудшить здоровье работников. Для этого она проводит сбор и анализ информации, обследует образовательную организацию и опрашивает работников (п. 9 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36). Проконтролируйте, чтобы мероприятия комиссия проводила с привязкой к объекту исследования – рабочему месту, виду работы, нештатной ситуации (п. 33 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Сбор и анализ информации. На данном этапе комиссия должна собрать информацию и документы в сфере охраны труда, которые могут содержать сведения об опасности объекта исследования. Затем комиссии необходимо сопоставить сведения с классифицированными перечнями опасности. Примерный перечень возникновения опасностей можно изучить в приложении 3 к приказу Минтруда от 31.01.2022 № 36. Перечень документов и порядок их анализа – в таблице (п. 16 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Перечень нормативных правовых актов и иных документов
Обследование организации и опрос работников. Члены комиссии должны изучить рабочие места, иные объекты исследования, зоны, по которым в течение дня передвигаются работники (п. 36 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36). Чтобы уточнить полученные при осмотре сведения, члены комиссии проводят опрос работников. Сведения осмотра и опроса комиссия фиксирует в анкетах. Примерные формы можно взять в приложении 4 и 5 к приказу Минтруда от 31.01.2022 № 36.
Комиссия должна проанализировать опасности и оценить уровни профрисков по одному из методов. Метод оценки уровня профрисков следует взять из Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926. Члены комиссии вправе выбрать любой наиболее удобный или разработать собственный метод, если вы не закрепили конкретный метод в положении о СУОТ (п. 4 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926). Виды и суть рекомендуемых методов оценки – в таблице.
Рекомендуемые методы оценки профрисков
Списки, основанные на опыте или концепциях и моделях, которые могут использоваться для определения рисков или мер по управлению ими. Примеры списков контрольных вопросов по отдельным опасностям и видам работ можно взять в приложениях 1–8 к приказу Минтруда от 28.12.2021 № 926 | ||
Рассчитывают по матрицам вероятности опасной ситуации и уровня тяжести последствий для безопасности и здоровья работника. Примеры простых матриц можно взять в приложениях 9–10 к приказу Минтруда от 28.12.2021 № 926 | ||
Оценивают вероятность и тяжесть по весовым коэффициентам (баллам), а уровень риска рассчитывают путем перемножения баллов по показателям вероятности и тяжести по каждой идентифицированной опасности. Примеры матриц можно взять в приложениях 11–15 к приказу Минтруда от 28.12.2021 № 926 | ||
Схематический способ описания путей реализации риска от источника риска до его последствий, а также анализа мер по управлению риском. Пример применения метода можно взять в Технологии Б.4.2 из ГОСТ Р 58771-2019 | ||
Связанные с безопасностью продукции, оборудования и производственных процессов | Анализируется снижение уровня риска, которое может быть достигнуто за счет применения различных уровней защиты | |
Структурированное и систематическое рассмотрение запланированного или существующего процесса или операции с целью выявления и оценки проблем, которые могут представлять угрозу для сотрудников, оборудования или эффективности работы. Примеры основных направляющих слов и их общих значений можно взять в Технологии Б.2.4 из ГОСТ Р 58771-2019 | ||
Проводят в форме мозгового штурма. Обсуждаются известные риски, источники и факторы риска, предыдущий опыт, успехи и инциденты, средства контроля, нормативные требования и ограничения. Описание метода можно взять в Технологии Б.2.6 из ГОСТ Р 58771-2019 | ||
Набор методов для определения вероятности человеческой ошибки и оценки вероятности отказа. Описание метода можно взять в Технологии Б.5.8 из ГОСТ Р 58771-2019 |
Все выявленные опасности и уровни профрисков комиссия должна занести в учетный документ – перечень (реестр) (п. 15, 32–35 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36). Форму документа составьте самостоятельно. Включите обязательные сведения из пункта 33 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36. Заполнить и корректировать перечень (реестр) комиссия должна после каждого этапа работ. На этапе классификации и обнаружения опасностей в перечень (реестр) вносят:
После выбора и применения метода оценки профрисков в реестр вписывают:
Располагать опасности в перечне рекомендуется в порядке их значимости: от наибольшей оценки уровней профессиональных рисков к наименьшей (п. 34 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Рекомендовано описать потенциальные опасные события в соответствии с Примерным перечнем, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н
Примерный перечень объектов возникновения опасностей можно посмотреть в приложении 3 к приказу Минтруда от 31.01.2022 № 36
Видеоинструкция, как составить перечень опасностей
Образцы перечней (реестров) опасностей для образовательной организации
1. ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЧНИ (РЕЕСТРЫ)
Действующее законодательство такой обязанности не содержит. Единственный документ, который нужно оформить по результатам выявления опасностей и оценке профирисков, – Перечень (реестр) опасностей (п. 15, 32–35 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36).
Поручите руководителям структурных подразделений составить план мероприятий по управлению профрисками. Его можно оформить в виде отдельного документа или раздела плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
План в виде отдельного документа следует разрабатывать по рекомендуемой форме (п. 90 Рекомендаций, утв. приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926). В нем надо прописать наименование опасности и уровень профриска, затем – меры, которые помогут устранить или уменьшить их уровни. Например, заменить неисправное оборудование, обучить подчиненных новым методам работы, выдать СИЗ. Примерный перечень мер управления профрисками смотрите в приложении 1 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 776н. Меры следует прописывать в порядке их приоритетности – сначала устранить высокие риски опасности, а затем низкие. Напротив каждой меры необходимо указать источник финансирования, срок выполнения и Ф. И. О. и должность исполнителя, отметку выполнения. Последние две графы отводят для подписи специалиста по охране труда и примечания.
О существующих профрисках и их уровнях информируйте работников с использованием визуальной или печатной информации (ст. 214, 216 и 216.2 ТК, п. 1 приложения 1 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 773н). Например, выпускайте газеты и журналы, оформляйте листовки, буклеты и плакаты. Можете описать профриски и их уровни в коллективном договоре и отраслевых соглашениях, однако это может значительно усложнить документооборот (п. 1 приложения 2 к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 773н).
Также опишите профриски в инструкциях по охране труда и выдайте их копии работникам (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н). С 1 сентября 2022 года знакомьте работников с профрисками во время некоторых видов обучения и инструктажей по охране труда (постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464).